Ледяной шельф Брунт в
Антарктиде стал активнее двигаться после того, как в конце января 2023
г. произошла кальватация айсберга А-81. По данным наблюдений,
опубликованным в журнале "Криосфера",
скорость движения шельфа в сторону моря составляет около 4 м (13 футов)
в сутки по сравнению с прежней средней скоростью 1-2,5 м (3-8 футов) в
сутки.
Шельф Бранта является одним из наиболее изученных ледяных шельфов в
мире благодаря его сложной гляциологической структуре и непредсказуемым
событиям, связанным с размывом. Однако исследователи считают, что
изменение климата не было существенным фактором недавнего ускорения.
Напротив, основную роль в усилении подвижек сыграла потеря связи между
шельфовым ледником и морским дном в районе, известном как ледяные бугры
Макдональда, вызванная разломом айсберга А-81.
В течение последних 67 лет
связь с морским дном помогала стабилизировать шельфовый ледник Бранта с
момента его первого заселения и инструментального обследования. Теперь
он движется со скоростью, обычно наблюдаемой у ледяных шельфов,
питаемых быстротекущими выводными ледниками, такими как ледник Твейтса
в Западной Антарктиде.
Для тщательного мониторинга ситуации ученые Британской антарктической
службы (BAS) разместили на льду GPS-оборудование и используют
спутниковые данные. Эти наблюдения помогают планировать оперативную
работу на исследовательской станции Halley, расположенной на наиболее
стабильной части шельфового ледника Brunt, примерно в 20 км от нового
ледового фронта.
В 2016 году BAS приняла меры предосторожности, переместив
исследовательскую станцию Halley на 23 км вглубь от трещины (Chasm-1),
которая в итоге привела к разлому айсберга A-81. В настоящее время
исследовательская станция Halley закрыта на антарктическую зиму, и ее
сотрудники отсутствуют. Однако оперативные группы BAS уже планируют
провести на Халли обычный полевой сезон: в ноябре 2023 года на
шельфовый ледник Брант должна вылететь группа из 40 человек.
Во время полевого сезона команда сосредоточится на поддержании в
рабочем состоянии источников питания и оборудования, позволяющих
проводить научные эксперименты в удаленном режиме в течение всей зимы.
Их работа будет продолжаться вплоть до сбора самолетов в феврале 2024
года.
Профессор Доминик Ходжсон, гляциолог из BAS, изучающий шельфовый ледник
Брунт уже более десяти лет, признает динамичность ситуации. Он говорит:
"Мы ожидали, что шельфовый лед отреагирует на размыв А-81. Мы следим за
ускорением и проводим дальнейшие эксперименты, чтобы определить,
восстановится ли контакт шельфового ледника с морским дном и когда. Об
этом будет свидетельствовать стабилизация или снижение скорости
движения ледяного шельфа, что мы сможем фиксировать в режиме реального
времени".
Ходжсон подчеркивает важность мониторинга шельфового ледника для
обеспечения безопасности и продолжения научных исследований на Галлее.
Усилия, предпринимаемые BAS и другими специалистами, позволят получить
ценные сведения о поведении ледяных шельфов и их реакции на события,
связанные с отеканием.