Архаический период древнегреческой мифологии:
Древнегреческое общество прошло долгий путь
развития от самого темного, архаического периода до развитой
цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись
вместе с развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.
Божества доолимпийского периода были далеки от
тех идеальных изваяний, которые представляются нам при слове "греческая
мифология". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от
предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе
Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной
пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка
древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была
представлена необработанным поленом.
Древнегреческая мифология в период расцвета:
Однако развитие древнегреческого общества не
стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру
человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир.
Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа -
знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя
государств. Один из самых значительных мифоф этого периода - победа
солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона
и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное
хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в
камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от
калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы
человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся
пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать
подвигов и окончательно дарует людям этот мир.
Героический период древнегреческой мифологии:
Героический период древнегреческой мифологии
представлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в
основе всей современной европейской литературы - "Илиадой" и
"Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время
многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои,
стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.
По мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ.
Мифологические воззрения древнего мира
продолжали развиваться и изменяться. Греция переживала наплыв восточных
культов, сами греческие мифы подвергались различным философским и
поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию
божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и
рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают
привлекать к себе внимание и в наши дни.
На иллюстрациях:
1. Зевс, главный бог древней Греции
2. Рождение богини Афины - роспись на чернофигурной вазе
3. Дионис, бог растительных сил природы. Мозаика.
4. Похищение Европы Зевсом.
5. Три грации. Скульптура из Эрмитажа.