В трудах Лукиана из
Самосаты (ок. 120 г. н. э. - после 180 г.) есть очень интересная
информация:
В самом храме, влево от входа, стоит прежде всего трон Гелиоса, но
самого бога на нем нет. Вообще ни Гелиос, ни Селена не имеют своих
изображений в храме. Мне удалось узнать причину этого. Здесь считают,
что создавать изображения всех других богов благочестиво, так как не
всякий может их лицезреть, тогда как Гелиос и Селена непосредственно
знакомы и видимы всем. Для чего же делать изображение богов, видимых в
воздухе?
Дальше за троном находится статуя Аполлона, далеко не обычного вида: на
всех изображениях Аполлон представляется обычно в образе совсем
молодого юноши. Только здесь, в Сирии, его изображают бородатым и очень
гордятся этим, порицая эллинов и других, которые думают угодить
Аполлону, изображая его в виде мальчика. Причина в этом следующая: по
их мнению, неразумно делать изображения богов несовершенными; молодость
же они считают несовершенством. Сверх того в их изображении Аполлона
видна и другая особенность: только они представили его одетым.
Об этом изображении Аполлона я мог бы сказать еще много, но предпочитаю
перейти к более замечательному. Прежде всего я расскажу об оракуле.
Много есть оракулов у эллинов, много и у египтян, а также в Ливии и в
Азии. Но все эти оракулы дают свои предсказания через жрецов и
прорицателей.
Здесь же статуя Аполлона двигается и дает предсказания сам бог.
Происходит это следующим образом. Когда Аполлон желает давать
прорицания, он начинает двигаться на троне. Жрецы тотчас поднимают его.
Если они этого почему-либо не делают, то он начинает потеть и двигаться
еще сильнее.
В то время как жрецы несут на себе Аполлона, он сам ведет их,
поворачивается то в ту, то в другую сторону и переходит с рук на руки.
Наконец навстречу Аполлону выступает старший жрец и задает ему
всевозможные вопросы. Если бог не соглашается с чем-либо, то двигается
назад, если же, напротив, одобряет, то подобно вознице гонит несущих
его вперед.
Таким образом получают предсказания от бога, и без них не
предпринимается ни одного священного или светского дела. Бог дает также
прорицания на целый год и на отдельные времена года, хотя бы и не
вопрошали об этом. Равным образом он указывает время, когда
«знаменье» должно начать странствовать.
Опишу теперь один случай, который произошел при мне. Поднявши, по
обычаю, бога, жрецы несли его. Он же, оставив их на земле, отделился и
сам поднялся на воздух.
Рядом со статуей Аполлона стоит изображение Атланта, далее следуют
статуи Гермеса и Илифии.